Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть III. Принятие. Глава 4. Современная психология и Работа  

Home Библиотека online Хейвен Джирард. Заметки Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть III. Принятие. Глава 4. Современная психология и Работа

Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть III. Принятие. Глава 4. Современная психология и Работа

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 Часть III. Принятие

Глава 4. Современная психология1 и Работа


Февраль 1991

Поскольку последователи Четвертого Пути должны использовать для пробуждения обычную жизнь, в Содружестве отражено большинство тенденций и моделей, существующих в жизни. Одна из тенденций, заметных в последние годы — растущий интерес к современной психологии. Это видно по разговорам, иногда это становиться темой обсуждения на встречах,  некоторые студенты изучают психологию, избрав ее в качестве своей профессии. Все это поднимает вопрос о том, какую роль должна играть обычная психология "из жизни" в Школе, и должна ли она играть какую-либо роль вообще.
Сложность этого вопроса в том, что ответ на него зависит как от целей конкретного студента, так и от того, какие механические силы сопротивления он должен преодолеть. Некоторым студентам современная психология помогла лучше понять отдельные аспекты собственной механики, в особенности тем, кто столкнулся с такими сложностями, как алкоголизм или психологические травмы вследствие воспитания в трудных семьях. Но даже в этих случаях, используя современную психологию, мы идем на определенный риск, и не следует относиться к таким случаям наивно.
Во-первых, существует риск разбавления идей Системы другими идеями. Это главная опасность в первые годы пребывания в Школе. Во-вторых, если человек не приобрел достаточно надежного понимания Системы, то при использовании других инструментов ему вряд ли удастся избежать путаницы. Тем не менее, старшие студенты, заимствующие идеи вне Системы, — те, кто использует идеи из “В” и даже из "А" Влияний, — несут ответственность перед более молодыми студентами за то, чтобы  поддерживалась четкая граница между Системой и идеями из обычной жизни. Поскольку мы еще не пробуждены полностью, мы часто менее чувствительны к такому разграничению, чем следовало бы.
Кроме того, независимо от того, насколько полезной может оказаться современная психология для конкретного человека, ее использование приводит к изоляции от других студентов. Это происходит потому, что как только студент отходит от Системы, по крайней мере, некоторая часть его опыта оказывается сформулированной не в терминах общего для нас рабочего языка. Например, если кто-то фотографирует неправильное отношение в валете червей и говорит о намеренном усилии в короле червей, необходимом, чтобы это отношение заменить, я знаю, что имеется в виду. Но, честно говоря, у меня нет даже приблизительного представления о том, что означают термины: «комплекс вины» и «различные эмоции и ощущения, волнами исходящие из психического центра», появившиеся в последнем выпуске Форума. С другой стороны, в течение пятнадцати лет я пытался заменить иллюзию «центра», психического или какого-нибудь еще, пониманием, что я представляю собой просто множество «я», отражающих многие независимые центры и части центров. Это не значит, что употреблять эти термины «неправильно», — это может быть даже эмоционально и практично для некоторых людей. Однако не вызывает сомнений, что здесь представлена другая, отличная от Системы, точка зрения, другая схема человеческой психологии. Если каждый из нас начнет  разрабатывать свою собственную систему для описания личного опыта, то вскоре мы полностью утратим возможность общаться друг с другом.
Несмотря на это, некоторые студенты чувствуют, что Система не дает адекватного объяснения всему, с чем они сталкиваются в работе над собой. Могу сказать только, что у меня подобной проблемы не возникало, то есть все, что мне нужно было понять о себе, я мог понять в терминах Системы. Мне кажется, что из этого можно сделать хороший вывод: некоторые вещи не объясняются Системой по той причине, что они не нуждаются в объяснении, ибо бесполезны в нашей работе. Например, один из недостатков практически всей современной психологии состоит в том, что она считает человека и его внутреннюю жизнь реальностью. В результате изучаются давно прошедшие события, детские травмы, неудовлетворенные потребности и т.д. Но подумайте. Представьте, что вы действительно осознали, что все, наблюдаемое вами, — работа машины: полностью, недвусмысленно, на всех уровнях, во всех функциях. Будут ли вас по-прежнему так интересовать детские травмы машины? Представьте: вы по-настоящему увидели, что ее желания, чувства, потребности не более реальны, чем изображения на киноэкране. Будете ли вы по-прежнему беспокоиться о том, чтобы их удовлетворить, вырвать с корнем или даже просто понять? В конце концов, вам не нужно знать подробности истории создания автомобиля, чтобы ездить на нем. Для безопасного вождения достаточно иметь лишь некоторое представление о конечном результате, т.е. понимать принцип работы автомобиля. Почему же наше отношение к собственным машинам должно быть другим?
Короче говоря, одна из самых больших опасностей при использовании современной психологии в работе над собой состоит в том, что она поддерживает иллюзию, будто то, над чем мы работаем, — реально, будто сама работа реальна. В результате мы поглощены собой, и у нас мало шансов выйти за пределы себя, чтобы обнаружить свои души, ибо ничто не напоминает нам о том, что пробуждается не то, над чем работают, и даже не то, что делает работу, а, скорее, то, что эту работу наблюдает. Вероятно, можно провести не одну жизнь в попытках выяснить причины неудовлетворенностей и неправильной работы машины, в надежде хорошо ее отладить и стать счастливым. Однако, судя по тем сознательным людям, о которых мы узнали в Школе, многого, а возможно, и вообще ничего из этого не нужно. Вильям Блейк был раздражительным, с ним было тяжело находиться длительное время, я бы не пожелал иметь подобного соседа. Отношение Льюиса Кэррола к маленьким девочкам вызвало бы обвинение в нарушении прав детей и вполне могло бы окончиться тюрьмой в современной Америке. И все-таки каким-то образом эти и многие другие сознательные существа, включая нашего собственного Учителя, сумели пробудиться, несмотря на неразрешенные вопросы в своей собственной психологии. Это приносит чувство облегчения и свободы, поскольку показывает, что не нужно улучшать машину до пробуждения: можно сначала пробудиться, и после этого, если понадобится, привести машину в порядок — и вероятно, потребуется гораздо меньший ремонт, чем мы склонны воображать.
Первым шагом будет узнать себя; возможно, в некоторых случаях современная психология может в этом помочь. Однако если в машине нет действительно серьезного дефекта, — того, что Учитель называет «поврежденными машинами», — то следующим шагом будет не столько работа над собой, сколько принятие и отделение от себя. Принимая машину такой, какая она есть, а именно, как машину, мы отделяемся от нее. Как писал Родни Коллин:
Иногда мне кажется, что таблеткой, которую проглотил хитрый человек, чтобы сразу получить все то, над чем другие работали годами, было: “вещи таковы, каковы они есть, я таков, каков я есть”.2
Таким образом, несмотря на то, что предметы, изучаемые современной психологией, несомненно, оказывают на нас влияние вместе с мириадами других вещей, возможно, не стоит тратить годы на ее изучение, только затем, чтобы обнаружить в конце, что это все еще не есть пробуждение. Простым принятием машины без осуждения, со всеми ее страданиями и удовольствиями, со всеми последствиями, хорошими и плохими, человек может увидеть, чем она является, отделиться от нее и продолжать делать все, что нужно делать в моменте. Приведу еще цитаты из Родни Коллина:
Вспоминание себя означает принятие — себя, других, всего существующего. В прошлом мы были настолько озабочены своими собственными проблемами, что не находили ни времени, ни интереса, чтобы посвятить себя реальным вещам. Теперь нам нужно принять себя такими, какие мы есть, и понять, что наши прошлые интересы, в действительности, не заслуживают такого внимания.3
Когда востребовано или явлено в откровении нечто великое, мне кажется  своего рода богохульством, говорить: "Пожалуйста, обратите внимание на меня"… Подобное отношение проистекает из великой иллюзии "Я". Если эта иллюзия умирает, личная работа улетучивается как дым, она перестает существовать. 4
Исходя из этого, даже цель стать сознательными может быть буфером, так как обычно мы ощущаем эту цель, как нечто, чего хотим для себя лично: высшие состояния, свобода, мир, мудрость, счастье, способность служить и т.д. — все подобные желания и стремления являются частью той самой тюрьмы, из которой мы хотим бежать. Очевидно, что мы не можем избавиться от желаний, пытаясь удовлетворить их, независимо от того, насколько они благородны. Не удивительно, что Успенский в итоге отказался от Системы!
В заключение я хочу добавить, что меня никогда не привлекали современные психологические теории. Весьма возможно, что высказанные мною здесь точки зрения во многом являются буфером по отношению к реальному погружению в «черную работу» по пробуждению, так же как «копание» в собственной психологии может быть буфером по отношению к принятию других. Интересно, что и это тоже следует принять. Если человек искренне испытывает потребность покопаться в своей психологии, значит, это ему необходимо. Во-первых, потому, что его убежденность в том, что это необходимо, делает такое копание неизбежным, и во-вторых, потому, что Влияние С управляет нашей работой, создавая подобные убеждения. Если же человек, как и я, убежден в том, что принятие себя делает такую работу, по большей степени, ненужной, ему следует сосредоточить усилия на этом.
В любом случае, нужно соблюдать осторожность, чтобы не стать форматорным, поскольку мы можем удостовериться в правильности пути только после того, как его прошли, и даже в этом случае мы не можем знать, правилен ли он для других. Кроме того, если даже существует теоретическая возможность пробудиться только через принятие и самовоспоминание, это совершенно невозможно на практике. Таким образом, это не столько вопрос выбора того или иного метода работы, сколько индивидуального экспериментирования с целью отыскать подходящее сочетание для самого себя. Все, что мы можем сделать друг для друга — это указать, где могут таиться опасности, и где можно найти выход. Какие двери мы пытаемся открыть и когда — не в наших руках, но обусловлено пониманием гораздо более высоким, чем наше. Что касается меня, я очень благодарен, что это так.

Используемое автором выражение life psychology или psychology of life (дословно: «психология жизни») можно перевести как «психология вне школы» или «современная психология» (прим. переводчика)
2 Родни Коллин, "Теория сознательной Гармонии", изд-во Чернышева, С-Пб., 1997, стр.56
3 там же, стр.56
4 там же, стр.150

 

 




Популярное