Беннет Дж. СЕКС. Творчество и восприятие  

Home Библиотека online Беннет Дж. Секс Беннет Дж. СЕКС. Творчество и восприятие

Беннет Дж. СЕКС. Творчество и восприятие

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Творчество и восприятие



Творческой энергией человек наделен именно благодаря силе секса.
Присутствие этой энергии заставляет его тоньше воспринимать мир, работу своего
тела и ощущение себя и целенаправленно выражать себя в деятельности, которую мы
по праву называем творческой. Открытие в себе более тонкого восприятия
становится решающим шагом на пути к трансформации человека, ибо, не обладая им,
он не видит того, что необходимо для трансформации. Человек доходит до точки,
где то, что он знает и практикует, хотя и продолжает способствовать его
развитию, оказывается недостаточным для продвижения по пути. То, что ему
необходимо, можно было бы назвать интеллигентностью, если бы не тот
пренебрежительный оттенок, который закрепился в последнее время за этим словом.
Интеллигентность в данном случае означает соединение творческой и сознательной
энергий, и нетрудно видеть, что отклонения в сфере секса мешают проявиться в нас
этому качеству. Это соединение ведет к слиянию воли и объективного знания.
Роль секса в художественном творчестве общепризнана, хотя проявляться она
может в таком огромном разнообразии отношений к сексу, от воздержания до
вседозволенности, что это приводит нас в замешательство. Тем не менее, очевидно,
что не существует никакой "сублимации" секса в творчестве. Этот наивный взгляд
предполагает, что существует определенное количество творческой энергии, которая
может пойти по одному из двух путей, в реальности же все гораздо сложнее.
Безусловно, верно, что половое воздержание может вести к переживанию
мистического опыта, то есть к осознанию сверхчувственной реальности. То же
относится ко всякому обузданию наших желаний, и своего рода сдерживание, или
контроль над природными инстинктами, предполагается в любой работе, направленной
на осознание в нас более тонких ощущений. При этом необходима концентрация
свободной энергии восприятия, которую мы обычно тратим или теряем. В некоторых
духовных союзах вводятся жесткие ограничения, связанные с принятием пищи,
разговорами, сном и сексом.
Однако также верно, что к мистическим переживаниям может вести и
изощренный сексуальный опыт. Рассмотрев практики различных традиций, мы видим,
что и воздержание, и культивирование секса играют важную роль в духовной жизни.
В свете такого взгляда подходы тантрического буддизма и аскетического
христианства представляются как две стороны одной медали, и внутри самого
христианства мы можем также обнаружить оба подхода.
Эта двойственность роли секса обязана его способности освобождать от
условностей ум, который является результатом соединения трех энергий:
автоматической, энергии чувств и сознания. Автоматическая энергия питает
инстинкты и стереотипы поведения, иными словами, все то, что входит в привычки.
Энергия чувств дает нам возможность контактировать с настоящим моментом, именно
благодаря ей мы связаны с окружающей действительностью. Обе эти энергии
присутствуют во всем животном мире, включая человека, энергия же сознания выше
самой жизни. Она позволяет нам осознавать целое, что невозможно благодаря только
реагированию на окружающий мир и ощущению себя его центром - опыту, который
обеспечивает жизненные энергии. Такое осознание делает возможными суждение и
выбор и лежит в основе способности к размышлению, памяти, использованию языка,
являющимися основными функциями разума.
Автоматическая энергия, с одной стороны, и сознательная, с другой,
определяют границы нашего осознания. Действие энергии нашей жизнедеятельности,
участвующей в функционировании организма, происходит в основном на
подсознательном уровне и ощущается только через внешние проявления. Высшие
космические энергии творчества и любви находятся на сверхсознательном уровне и
вызывают внутреннее ощущение непредсказуемости жизни и собственного
ничтожества.
При этом для нас важно понимать, до какой степени наше состояние энергии
чувств управляет нашим восприятием. Эта энергия формирует "умственный экран", на
который проецируются восприятия внешнего и внутреннего миров, включая образы,
произвольно возникающие из источника, лежащего вне нашего ума. В обычном
состоянии наша чувствительность обусловлена зависимостью от стереотипных
автоматических действий. В каких-то областях эта чувствительность может быть
очень развита благодаря профессиональной подготовке и опыту, но она, как
правило, ограничивается реагированием на внешние стимулы, как хорошо настроенный
приемник. Для того, чтобы наша восприимчивость распространялась и на совершенно
новые впечатления, мы должны освободить ее от обусловленности.
Половой акт играет в этом важную роль; если он становится переживанием на
уровне сущности, наша чувствительность вырывается на свободу. Если переживания
сущности не происходит, вся польза теряется в наигранных эмоциях и тщеславии.
Половой акт вызывает активное взаимодействие творческой и автоматической
энергий, которое мы иногда непосредственно испытываем как нервное потрясение.
Такое взаимодействие происходит не только в половом акте, однако именно он
становится источником этого переживания для большинства людей. Соединений первых
двух энергий приводит к изменению взаимодействия между энергиями чувств и
сознания. Иногда это выражается в обостренной степени осознанности, иногда же в
особой отключенности от мира, - все зависит от психической организации человека
или силы его ума.
Власть секса над человеком проявляется не только в половом акте; между
мужчинами и женщинами постоянно присутствует нечто вроде силового поля, поиск
или притяжение которого обусловливает всю динамику человеческих отношений.
Половой центр имеет собственные способности к восприятию, главной из которых
является способность непосредственно видеть реальность сознания других. Поэтому
половая энергия играет решающую роль в формировании группового сознания, и
понятно, почему столь удивительные вещи случаются при скоплении людей в
атмосфере повышенной сексуальности и особого музыкального воздействия.
Случаи, когда люди осознают присутствие половой энергии, не ограничены их
личными переживаниями во время полового акта; человек может быть открытым к
целому миру внутренних ощущений, в котором возможны истинно личный контакт и
чувство неразрывной связи с другими. Это естественный аналог сверхъестественного
"сонма святых".
Существует также связь между сексом, объединяющим творчество и автоматизм,
и сознательной работой, объединяющей чувствительность и сознание. Действие их
независимо, но они оказывают сильное влияние друг на друга. Именно в этом случае
представление о возможности пользоваться сексуальной энергией для творческих
целей может иметь смысл, однако нужно помнить, что творческое начало в своих
проявлениях непредсказуемо.
Ключевым моментом становится развитие более тонкого восприятия, способного
улавливать космические энергии сознания и творчества. В системе Гурджиева
говорится о "высшем эмоциональном центре" как о качестве, позволяющем нам
узнавать самое важное о человеке, так сказать, "с первого взгляда". Для этого
наш ум должен принимать творческие энергии, ибо только они существенно
"опережают" нас в раскрытии себя друг другу.
Половая энергия дается нам для трансформации энергий пищи (обычной пищи),
воздуха и впечатлений, обеспечивая их дальнейшую работу. Она служит также
основным источником пиандоехари, или энергии воображения: эта особая энергия
вырабатывается в результате соединения творческой энергии секса с целым спектром
энергий - от автоматической до чувственной.3 Энергии воображения требует любая
творческая работа; если же она не используется для творческих целей, то она
вырождается и входит в низшие центры. В конце концов она спускается до уровня
энергий жизнедеятельности, где становится источником всевозможных болезней и
других беспокоящих нас факторов. Чтобы нейтрализовать эти эффекты, необходима
нормальная половая жизнь, так что человек, не склонный к творчеству, постоянно
зависит от круговращения сексуальной энергии. Он поддерживает свое психическое
равновесие, но возможности, связанные с половой энергией, им упускаются и
растрачиваются впустую.
Половая энергия, входящая в виде пиандоехари в низшие центры, имеет
огромную силу; Гурджиев называл ее "большим аккумулятором", работа которого
может производиться как самопроизвольно, так и сознательно.
Энергия воображения, или пиандоехари, позволяет нам делать удивительные
вещи: благодаря ей мы способны к принятию решений. Она наделяет нас видением
нашего будущего, или воли, это ключ к "деланию". Для тех, кто не развил второе
тело, или кесдиан,4 для контроля над воображением требуются нормальная половая
жизнь или определенный вид внутренней работы, заменяющей ее в этой функции. Так
как у большинства людей нет достаточно сильного стремления к
самосовершенствованию, чтобы заниматься соответствующей внутренней работой,
нормальный секс для них необходим.
Для трансформации же энергии нашего сознания и творчества требуется
объединяющая энергия любви. Будучи объединяющей, она окружает нас повсюду, но у
нас нет специального механизма ее получения, подобного тому, как наша
сексуальная природа настроена на принятие творческой энергии, поэтому, когда она
все же входит в нас, это поистине благодать Божья.
С этой точки зрения секс является почвой для нашей трансформации и делает
ее возможной, но сам он еще не есть путь. Творческая энергия, проникающая в нашу
сексуальную природу, порождает в нас восприимчивость к вещам, играющим важнейшую
роль в жизни человека.
Человечество выходит из длительного периода, когда грубых ощущений,
обеспечивающих восприятие лишь событий физических - фактов, было достаточно для
удовлетворения всех человеческих нужд. Сейчас в нашем распоряжении слишком много
фактов, мы переполнены ими, но не понимаем почти ничего. Мы называем это
"информационным взрывом". Я уже много раз говорил о своей точке зрения, что мир
входит сейчас в переходный период, когда нам, вполне вероятно, потребуются новые
виды восприятия, совершенно отличные от тех, которыми мы привыкли пользоваться.
Эти новые формы будут связаны с развитием способности человека включать
проявления творческой энергии в свою жизнь.
Один из аспектов этого проявления творческой энергии может быть вам
понятен из того, что я говорил о роли отца и матери, в которых эта энергия для
мужчин и женщин проявляется по-разному. Сама энергия входит в мужчин и женщин в
равном количестве, но она протекает у них по различным каналам, что выражается и
физиологически, и психологически. В силу стереотипов мышления они могут
описывать это в одних и тех же словах, но ощущают они это различно.
Я неоднократно повторял, что нам следует очень осторожно пользоваться
словами, рассматривая их только в условном значении - как попытку выразить свой
опыт. Часто говорят, что женщины "думают иначе", "более эмоциональны" или "более
интуитивны", чем мужчины, однако под этим редко понимается нечто большее, чем
различие на уровне личности, сформированной в нас окружающей средой.
Действительно, различие в восприятии мужчин и женщин находится на совершенно
ином уровне, который обычно нам недоступен.
В буддизме говорится о "незамутненных глазах к истине", или Дхамма чакку,
и о "божественном глазе", или Дибха чакху. Дхамма чакку, которая видит, какова
дхарма,5 или что является правильным - внутренняя форма восприятия - более
характерна для женщин, а "божественный глаз" - для мужчин. Обе эти формы,
необходимые и в ряде случаев дополняющие друг друга, заложены в людях, но нужно
ясно осознавать, что они не могут пробудиться в нас без того, что Гурджиев
называл "сознательными усилиями и намеренным страданием". Для их пробуждения
также крайне важна уверенность в том, что мы можем доверять своему восприятию,
когда оно начнет в нас работать. Мужчины и женщины должны научиться работать для
этой цели сообща.
Женщины часто тонко чувствуют ситуацию, но когда они пытаются выразить
свои ощущения, оказывается, что мужчины, как правило, истолковывают их по-
своему: либо отрицают, либо превратно понимают их точку зрения. Женщине
настолько надоедает такое отрицание или искажение ее слов, что она вообще
прекращает говорить об этом, и здесь появляется опасность, что она перестанет
доверяться своим чувствам. Женщине нужно научиться не терять веры в тех случаях,
когда ей кажется, что она что-то ощущает. От ее твердости в этом зависит и
способность переносить тяжелые периоды жизни. Гурджиев давал им понять, что им
очень важно развивать эту способность к внутреннему восприятию, чтобы видеть
приближение опасности, что позволит людям уберечь нечто - как в материальном,
так и в более глубоком смысле. Если вы прочтете "Все и вся", вы заметите, что
как только в книге появляется женский персонаж, это всегда связано с такого рода
восприятиями.
"Парти-питона" предсказывает неприятности для всего рода Вельзевула, о чем
демоны мужского пола вовсе не подозревают, и им приходится укрыться в отдаленном
районе Вселенной. Также и в эпизоде, где Вельзевул пытается разобраться с
некоторыми моментами своего прошлого, именно благодаря восприятию женщины ему
удается добраться до истинной природы событий.
Женщины должны научиться развивать свое восприятие, так чтобы видеть вещи,
какие они есть, а мужчинам надо научиться их слушать. Нужно также понимать, что
когда внутреннее восприятие пробуждается в мужчине, он способен видеть то, чего
не видит женщина. Видение мужчины принимает форму интеллектуального постижения,
редко присутствующего у женщин, однако я говорю не об обычном интеллекте.
Способ, которым мужчина формулирует свое видение, более понятен женщине и
принимается ею гораздо легче, чем мужчина готов принять женское восприятие. Но
женщинам часто слишком не терпится знать конечный итог этих рассуждений, они
считают мужчин лишенными практичности и даже связи с реальностью, потому что их
видение направлено на будущее развитие ситуации. И если даже они видят будущее
совершенно реально, то при этом упускают все, что окружает их в настоящий
момент. Если мужчинам свойственно не обращать внимание на настоящее, женщины,
воспринимая суть происходящего в данной ситуации, склонны не замечать тех
возможностей, которые можно из нее извлечь в будущем. Это одна из причин, по
которой мужчина и женщина нуждаются друг в друге.
Есть риск, что видение мужчины может потеряться в абстракциях, и он
удовлетворится словами или другими искусственными формами выражения собственной
мысли. Мужчина должен стремиться видеть вещи в широком масштабе, осознавая их
целостность, никогда не довольствуясь восприятием их видимой и осязаемой сторон.
Поэтому им следует постоянно избегать попадания в ловушку.' с одной стороны -
утраты связи с реальностью, с другой - собственного самомнения.
У женщин могут возникнуть другие проблемы: в основном они либо не доверяют
собственным ощущениям, либо склонны впадать в отчаяние из-за того, что мужчины
никак не могут увидеть того, что видят они. Это становится для них невыносимым,
но они понимают, что изменить положение нет никакой надежды - мужчины все равно
не будут видеть мир так, как они. Чтобы не позволить своему видению рассеяться,
женщина не должна позволять затуманивать его своими эмоциями или еще чем-либо.
Во всем, о чем я говорил до сих пор, я делал акцент на разнице в
восприятии, свойственной мужчинам и женщинам, но отдельные уникальные люди
способны перешагнуть ограничения своего пола и выйти на уровень совершенной
природы человека, при этом их переживания становятся непонятны окружающим. Мне
приходит на ум пример жизни величайшей испанской женщины - святой Терезы из
Авила, которая благодаря полноте своей натуры и пониманию человеческой природы
приводила мужчин в замешательство тем, что встретив ее, они видели перед собой
женщину, которая казалась в большей степени мужчиной, чем они сами, хотя при
этом она не теряла своей абсолютной женственности.

Вопрос: Мешают ли восприятию, о котором вы говорили, многочисленные
половые связи?

Ответ: Это восприятие не может развиться правильно, если у вас много
партнеров. В половом акте участвует сущность, даже если личность не осознает,
что происходит на самом деле. В результате контакта сущностей в них появляется
часть, преданная отношениям с определенным человеком. Когда таких отношений
много, сущность утрачивает свободу, и непостоянство внутренне запутывает
человека. Открытие внутреннего взора становится намного труднее; мужчинам
требуется тогда значительно большее время, а женщины перестают полагаться на
свое видение и уже не будут удовлетворены им. Мужчины при этом становятся
грубыми и менее сообразительными, а женщины более склонными к самообману и
фантазиям.

Вопрос: Могут ли мужчина и женщина помочь друг другу в развитии
правильного восприятия?

Ответ: Мужчина и женщина могут помочь друг другу понимать реальность, если
они не находятся в любовных отношениях. Очень важно, чтобы мужчина и женщина
научились слушать друг друга и принимать слова другого всерьез. Если мы слушаем
внимательно, мы, как правило, можем сказать, говорится ли нечто от чистого
сердца или к словам примешиваются самолюбие и тщеславие. Мужчины отличаются от
женщин, - так оно и должно быть, - и именно этот факт таит в себе огромные
возможности для человечества. В вопросах воспитания детей женщина обладает более
ясным взглядом. Она гораздо вернее чувствует, кто может стать ее детям
подходящим отцом, чем мужчина может сказать что-либо о женщине как о матери.
Женщина также может видеть, что является правильным и в вопросах "работы", то
есть знать, какие усилия ведут к самосовершенствованию. На это ясно указывают те
свидетельства, которые известны нам о Мухаммеде, последнем из великих пророков.
Это его жена Хадийя вселяла в него уверенность и силы выполнить посланную ему
миссию, в которой она ни минуты не сомневалась, в то время как он сам был полон
сомнений и нерешительности. Даже после откровения на горе Хера он все еще
сомневался в себе, что, кстати, было вещью правильной, ибо тот, кто не усомнится
в себе, другим стать не может, - так что кто-то еще должен подтвердить: "Да, это
должен сделать ты". Однажды Мухаммед даже бежал из Мекки и скрывался в Эфиопии,
столь сильны были его колебания по поводу своей миссии. Но столь же сильной была
уверенность Хадийи, не усомнившейся в ней ни разу. Непоколебимая убежденность и
способность не отступить от своего решения у женщин в крови. Я понимаю,
насколько я обязан помощи моей жены. Если я могу пребывать в нерешительности и
раздумьях по поводу намеченного пути, она уже никогда не сомневается в том, в
правильности чего уже убедилась.


Вопрос: Вы сказали о роли женщины в помощи, каков же вклад мужчины?

Ответ: В отношениях мужчины и женщины именно мужчине дано видеть их
будущий потенциал. Например, мужчина может видеть, правильно ли будет им обоим
переехать в другую страну. Помимо видов восприятия, присущих только мужчине или
только женщине, существует определенный тип восприятия, который закрыт для
обоих, если они не вместе. А они могут соединиться, только когда более тонкие
уровни их существа освобождаются от обусловленности физическим
функционированием. Взаимопроникновение этих тонких структур дает им возможность
воспринимать мир целостным.

 




Популярное